Развитие рынка автострахования в России

Развитие рынка автострахования в России

Многие аналитики страхование сопоставляют с индикатором экономического и социального благополучия государства.

Страховой рынок тесно связан с другими рынками: производства, рынком капитала и ценных бумаг, потребительских товаров, труда и рабочей силы.

В экономике развитых стран страхование широко развито, прежде всего, как уникальный инструмент, обеспечивающий всем слоям населения надежную защиту их интересов от неблагоприятных последствий различного характера: стихийных бедствий, катастроф, финансовых рисков, криминогенных и других факторов.

Растущее число автотранспортных средств оказывает свое влияние и на финансовое состояние государства, отражаясь на структуре и объеме внешней и внутренней торговли, доходной и расходной части федеральных и местных бюджетов. Это происходит, в частности, при мобилизации денежных средств от налогообложения коммерческих структур, занятых автострахованием и другими платными услугами владельцам транспортных средств. Так же увеличение числа автотранспортных средств на душу населения приводит к изменению структуры потребительского спроса граждан и расходов бюджетов домохозяйств. В связи с этим происходят и существенные изменения в пользовании населением услугами различного общественного транспорта, а это, в свою очередь, ведет к переменам в области транспортной политики государства.

Интересен тот факт, что на данный момент времени нет единого мнения по поводу процесса становления и развития рынка автострахования. Прежде всего, это связано со случаями, ведущими к причинению вреда жизни и здоровью людей вследствие дорожно-транспортных происшествий, и росту социальной обеспокоенности общества в связи с ростом угонов и хищений транспортных средств. В странах с развитой экономикой успешно разработан и реализуется процесс возмещения экономического ущерба лицам, пострадавшим в результате использования своих автомобилей или от его угона – автострахование. Данный вид страхования возмещает различные убытки не только участникам автотранспортного движения, но и третьим лицам, которые случайно становятся жертвами дорожно-транспортного происшествия. Учитывая текущее состояние и перспективы развития автотранспортного парка в России, можно с уверенностью предположить, что в ближайшие годы автострахование станет ведущей отраслью национального рынка страхования. В связи с этим потребуется своевременное решение имеющихся в этой области проблем как организационно-правового, так и социально-экономического характера. Этим и определяется выбор темы и актуальность данной работы.

Учитывая быстрые темпы современного развития автострахования, становится удивительным низкая степень изученности данного рынка. В отечественной, как и в зарубежной научной литературе практически отсутствуют исследования, в которых бы рассматривались вопросы становления и совершенствования автострахования в условиях рыночной экономики. Из отечественных авторов, которые освещали данную тематику можно отметить следующих: Агурееву О.В., Архипова А.П., Иванова И.С., Трунова И.А. Из иностранных авторов широко известны труды Лемера Ж., которым опубликовано несколько работ по страхованию автотранспорта. Сейчас уровень развития ОСАГО в России приближается к европейским стандартам. Охват обязательным страхованием автовладельцев на конец 2007 года составил около 90% от числа зарегистрированных транспортных средств. Также наша страна повторяет европейский уровень развития в части роста убыточности по ОСАГО для страховщиков. Наблюдается постоянный рост уровня выплат страховщиками по данному виду страхования.

Изучая тенденцию развития рынка обязательного страхования, можно предположить, что рост убыточности по ОСАГО будет продолжаться на уровне примерно 8-10% в год. Уровень убыточности по страховым компаниям в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств сейчас достигает до 77%. В настоящее время более чем у 60 страховых компаний доля по ОСАГО составляет 50 и более процентов от совокупного страхового портфеля. Но в любом случае если компания станет не платежеспособной, то по ее обязательствам будет отвечать РСА. Поэтому существенной опасности для страхователей пока нет. Таким образом, в целях повышения устойчивости рынка автострахования все большее число функций по его регулированию должен брать на себя Российский союз автостраховщиков. Для этого нужно законодательно определить более широкие полномочия РСА по оперативному контролю над состоянием финансовых страховых организаций и тех факторов, которые влияют на это состояние. В законодательстве о банкротстве финансовых организаций должны быть прописаны такие вопросы, как участие РСА в арбитражном процессе, в согласовании и назначении внешнего управляющего, выделение из конкурсной массы активов по ОСАГО.

Яндекс.Метрика